Управляйте сайтом по-настоящему!

Главная / Статьи / После Джумлы. Новый подход к управлению сайтом

После Джумлы. Новый подход к управлению сайтом.

Примерно 18 лет назад бизнесмены услышали от умных людей, что зачем-то нужны сайты в интернете. Это было не очень понятно: проще же позвонить, чем что-то под столом куда-то включать, отключая тем самым телефон. И для чего? Чтоб прочитать адрес и телефоны продвинутой конторы?

Но умные люди говорили — надо. Что ж, у кого-нибудь из директоров обязательно находился сын (реже дочь) — и сайт фирмы появлялся в Сети. Радости директора не было предела: хоть на что-то чадо сгодилось. Теперь можно с вызовом спрашивать коллег: «А у тебя есть вэ-вэ-вэ?» — и наслаждаться ответом.

Прошли годы — и оказалось, что умные люди не врали. Интернет стал привычным, как домашние тапочки. И информацию о фирме стали черпать из Интернета — который открыл еще и то, что фирм много, и из них можно (и нужно!) выбирать.

Значит, потребовался конкурентоспособный сайт. Чадо уже не годилось: реальная конкуренция, тут шутки неуместны. Нужно обращаться к специалистам. Оные оказались дорогими, капризными и ненадежными. Не все, конечно. Кому-то повезло сделать хороший сайт без головной боли за вменяемые деньги. Но бизнесмены не любят ситуации «повезет-не повезет», и стали искать методику создания хорошего и недорогого сайта, желательно не погружаясь в это с головой (веб-мастерам труднее всего поверить, что у директора, помимо сайта, есть и другие заботы).

И вот тут и явились нам «движки», они же «Цэ-эМ-эС-ки» (от CMS - Content Management System), они же «админки». Первая тройка лидеров в России известна: Joomla (в девичестве Mamba), WordPress и Битрикс. О них как по отдельности, так и в сравнениях друг с другом написаны уже мегабайты, но мало пишут о том, чем кончается их применение. В меру сил восполним этот пробел.

Сайт на «движке» - удачное начало и...

«Зачем изобретать велосипед???» — ошарашивали каверзным вопросом опешившего руководителя сторонники «движка». В движке уже все есть, нужно только немного «покастомизировать» (настроить, проще говоря — но современней коверкать слово customize). Руководитель не хотел изобретать велосипед. И согласен был на кастомайзинг вместо разработки, который осуществит юный специалист за 50-100 американских рублей.

Вуаля — сайт готов. Ни головной боли, ни больших расходов, выглядит вполне прилично. Сотрудники его наполняют, в чем помогает им «разработчик», настроивший движок. Что же не так в этой идиллии?

Да все так, если сайт не занимает ключевой роли в продажах и обслуживании клиентов.

В этом случае «движок» сделал доброе дело, и не стоит искать добра от добра.

Но вот если многое стало зависеть от сайта... то вот тут-то и начинается то, о чем апологеты «движков» очень не любят рассказывать.

«Вы не должны этого хотеть»

У владельца сайта появляются «хотелки» — то есть предложения по дополнению функциональности сайта. Или даже просто по некоторым изменниям в дизайне. Тут-то он и сталкивается с тем, о чем его забыли предупредить, уговаривая не изобретать велосипед.

«Вдруг» выясняется, что типовая функциональность «движка» ограничена. И «разработчик» (которого правильней назвать кастомайзером) отказывается реализовывать хотелки. Если это фрилансер — он откажется незатейливо. Если фрилансера нанимали не самостоятельно, а при посредничестве Веб-студии — оная разразится лекцией о том, почему желания владельца сайта неуместны. «Вы не должны этого хотеть» — терпеливо будут они разъяснять.

Если владельцы сайта не приучены отступать, они в одиночку столкнутся лицом к лицу с плагинами и шаблонами.

Плагины и шаблоны: Ваше благородие, госпожа Удача...

Плагины — это дополнительные модули, написанные для движка и расширяющие его возможности. Шаблоны — это модули для задания внешнего вида и поведения страниц сайта. Можно скачивать их «из Интернета» или заказывать их разработку. С их помощью можно осуществлять свои пожелания.

Чтение форумов, посвященных этим движкам, убеждает, что для кого Госпожа Удача добрая, а кому — иначе. Кто-то находит и устанавливает плагин/шаблон и решает свою задачу, кто-то долго ждет желающих реализовать его пожелания, кто-то бьется, как рыба об лед, пытаясь заставить плагин работать хоть приблизительно так, как обещалось. А кто-то умоляет хоть как-то поднять его сайт, рухнувший после установки плагина. Кто-то пишет безответные письма:

плагин движок проблема

И тут самое время задать вопрос, от которого апологеты «движков» приходят в неистовство: «А кто в организации должен вот так развлекаться в рабочее время?». Разработчик? Ему некогда. Админ? Но админ, получающий зарплату в одном месте — это очень редкий вид, ареал обитания — большой бизнес. Малый и средний бизнес либо вообще обходится своими силами («Винду» довели до ума за последние 20 лет), либо кормят прожорливых очкариков вскладчину. И оплаченная доля админа охотно разъяснит, что эта ваша Джумла (или что там у вас?) — не «страховой случай». Его задача - компьютерный парк предприятия. А в Ваши отношения с «движком» его, пожалуйста, не впутывайте!

Но кто же тогда?

Новый подход к управлению сайтом

Все больше владельцев сайтов приходят к убеждению, что в таком «счастливом» владении сайтом что-то не так. Не должны бизнесмены, честно заплатившие за разработку сайта, выискивать какие-то плагины и мучительно их устанавливать, причем на свой страх и риск. Гадая: повезет - не повезет. И в случае неудачи умолять каких-то незнакомых людей о помощи.

Для заказчика логичней и правильней ставить задачу и оплачивать выполнение.

В этом и заключается смысл нового подхода: шефство разрабочиков (без кавычек!) над сайтом. Символическая абонентская плата, бесплатное устранение ошибок, допущенных разработчиком, и доработки по дополнительным соглашениям.

Для такой задачи нужны не только настоящие разработчики, но и принципиально новый «движок». И его принципиальное отличие: он рассчитан на программиста, который доработает его согласно пожеланиям заказчика. И пользователь получит интерфейс, где вместо нодов, модов, чанков, хуков и т.п. будут понятные ему термины. Из его предметной области.

Такой «движок» уже создан. Именно им управляется сайт, который Вы сейчас читаете.

Наше предложение

Опробовав на себе преимущества нового подхода, мы рады предложить и Вам получить от сайта все, что Вы хотите.

План «Старт» — предложение создать и поддерживать сайт у нас.

20 сентября 2014 года
Юрий Максименко